Ответы к экзамену по сурдопедагогике и по тифлопедагогике - файл 1.

Если сопровождаемый человек держит руку сопровождающего чуть выше локтя, оставаясь при этом на полшага позади, то такая позиция дает возможность вовремя отреагировать на движения сопровождающего: Сопровождающим незрячего и слабовидящего может быть кто-либо из друзей или родственников, а может быть совершенно незнакомый человек, помогающий инвалиду по зрению перейти через дорогу или найти нужный отдел в магазине. Например, в узком месте в дверях, на тропинке и т. Кроме того, педагогу надо научить ребенка самому объяснять сопровождающему, что от него требуется для этой роли. Третья система построена на передвижении с помощью трости. Человек с нарушением зрения использует различные техники и приемы работы ориентировочной тростью см. Это необходимо, чтобы вовремя обнаружить на пути препятствия, лестницы, спуски, подъемы. Для эффективного обучения ориентированию незрячего с помощью трости педагог должен знать не только сами техники и приемы передвижения с помощью трости, но и методики обучения этим техникам и приемам детей с глубокими нарушениями зрения.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ориентация тесно связана с мобильностью и движениями частей тела и решает задачу выбора направления, сохранения направления и обнаружения цели движения. Имея некоторые особенности, пространственные представления лиц с нарушением зрения в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаимоположение. Говоря об особенностях представлений слепых, А. Литвак отмечает, что их образы памяти менее точны, полны, обобщены по сравнению со зрячими.

Вообще, некоторые носятся так, что и не поймешь - у дете страха передвижения в пространстве, хотя для незрячих он.

К сожалению, стандартные учебники для школ слепых рассчитаны лишь на абсолютно слепых учащихся, то есть издаются по Брайлю и снабжены бесцветными рельефными рисунками. При наличии у детей остаточного зрения практически нельзя исключить восприятие детьми и рельефных бесцветных текстов, и особенно рельефных бесцветных рисунков с его помощью.

В результате такой работы на уроках дети теряют остатки зрения, снижая свои возможности не только адаптироваться в мире зрячих, но и более полно и адекватно воспринимать окружающие предметы. Однако требования гигиены зрения да и фактическая быстрая утомляемость слепых детей в процессе зрительной работы, низкая острота зрения, не позволяющая рассмотреть мелкие детали или обозреть большие высокие объемные объекты, показывают, что основанным каналом получения учебной информации слепыми детьми с остаточным зрением остается осязание совместно со зрением, код Брайля, тифлографическая система передачи слепым изображения видимого объекта со своей символикой.

Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодальными: В зависимости от глубины поражения зрительного анализатора и индивидуальных особенностей, доминирующей становится деятельность различных анализаторов. Именно поэтому в истории тифлопсихологии выдвигались теории приоритета в познании мира или слуха Ф.

Сизеран, и др. В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет заблаговременно использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира. По мере того, как звуки становятся сигналы ими, связываясь с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.

Техника ходьбы с тростью. Использование трости в открытом пространстве. Правила подбора трости должен знать сам ученик и его родители.

Исследовано, что у слепых детей наблюдается страх перед передвижением в пространстве [3]. Обусловлено это тем, что у них, как правило, усложнено.

Как научить слабовидящего и слепого ребенка ориентироваться в окружающем пространстве Оценка пользователей: Тревоги родителей обоснованны, - тяжелый зрительный дефект отражается на двигательной активности ребенка, на познании им окружающего пространства и ориентировке в нем. Под ориентировкой в пространстве понимается способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Способность человека без зрения ориентироваться в пространстве рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего среди людей с нормальным зрением. Неспособность слепого ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве приводит к появлению отклонений, осложняющих всю последующую жизнь. Большинство родителей знают, что зрение лежит в основе восприятия человеком пространства и предметов, его наполняющих.

Лекции - Методика развития пространственной ориентации детей с нарушениями зрения - файл 1.

Защита от опасности при передвижениях Очень часто при самостоятельных передвижениях слепые дети, сталкиваясь с окружающими их предметами, получают ушибы, травмы, что вызывает у них боязнь пространства. С тем, чтобы хотя в какой-то мере обезопасить ребенка наряду с созданием условий для безопасного передвижения в школе его следует Так, в условиях возможного удара о дверь, углы стен и другие препятствия для защиты лица и головы может использоваться как Верхняя часть руки поднимается до высоты плеча, а предплечье слегка согнуто, чтобы расположить локоть перед лицом.

Ладонь повернута наружу, а пальцы расставлены так, что кончики их образуют одну линию с другим плечом рис. Для ограждения себя от низких препятствий стулья, столы или при определении их положения руку выставляют вперед и держат как можно ниже.

Этот процесс быстрого движения пальцев по надлежащим клавишам является со своебразными психологическими реакциями страха перед неизвестным. нового приспособления нашего тела к положению в пространстве.

Овладение тифлографикой слепым ребенком способствует развитию мелкой моторики руки и сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. Кроме того, овладевая методикой восприятия и воспроизведения! Обучение слепых дошкольников тифлографической деятельности открывает большие возможности для проведения коррекционной работы по преодолению и ослаблению недостатков в развитии процессов; мышления, формированию представлений.

Отечественные и зарубежные тифлопедагоги С. Ермаковым - Она включает следующие разделы: Реализация этой методики связана с соблюдением определенной последовательной системы в обучении восприятию и воспроизведению рельефного изображения:

«Чем лучше слепой ориентируется тем меньше он слеп» Л. Виллей. - презентация

На расстоянии, дистантно оно дает наиболее полное, тонко дифференцированное восприятие окружающей среды. Нарушения функции зрения ограничивают возможность отражения пространства, однако в большинстве случаев частичнозрячие, не говоря уже о слабовидящих, продолжают ориентироваться визуально. Зрительная ориентировка большей части из них мало, чем отличается от ориентировки нормально видящих.

Только наиболее серьезные функциональные нарушения зрения, наблюдаемые у частичнозрячих, вносят в этот процесс определенную специфику:

9. клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. эйсоптрофобия – боязнь АМБУЛАфобия – боязнь движения тела. АМЕРИфобия – боязнь .

Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых 2. От чего зависят слуховые ощущения 3. Специальная тренировка слуховых ощущений Заключение Введение Уже на заре возникновения науки о психике слепых было широко распространено мнение, согласно которому слуховой анализатор является ведущим во всех видах деятельности слепых. На этом основании слуху слепых приписывали особую изощренность, автоматически возникающую и компенсирующую утраченное зрение.

Несмотря на различные объяснения причин повышения слуховой чувствительности перераспределение энергетического фонда, упражнения, интенсивность внимании , большая часть исследователей делала вывод, что именно слуху принадлежит ведущая роль в процессах познания и ориентации в окружающем мире. Такой точки зрения придерживались А.

Крогиус с явным одобрением цитировал Р. Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор. Слуховые ощущения человека дистантны, то есть принимают информацию на расстоянии. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира. По мере того как звуки приобретают значение сигнала и связываются в представлении слепого с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.

Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников

Исследования, посвященные особенностям восприятия пространства незрячими, свидетельствуют и о том, что слепые дошкольники имеют возможность симультанно воспринимать объекты познания при системном использовании сохранных анализаторов. Восприятие окружающего мира происходит неразрывно с развитием речи и мышления, с помощью которых слепые дошкольники абстрагируют и обобщают признаки и свойства воспринимаемых предметов.

Позитивные изменения в восприятии окружающей среды наблюдаются у детей с появлением в их словарном запасе специальных слов, обозначающих форму, размеры, отношения, расположение, качество и т. Обогащение словарного запаса, овладение речью расширяет возможности слепых детей в восприятии окружающей действительности, в формировании психического образа. В прямой зависимости от восприятия объектов познания находятся представления, в которых отражаются ранее воспринятые свойства и признаки предметов.

Ориентация в пространстве неразрывно связана с передвижением, как уменьшение чувства страха перед пространством, более свободное и.

Для топографических представлений типа карта-путь характерны конкретность и постепенность прослеживания пространственных отношений. Именно с этим связана ограниченность автоматизма в ориентировке без участия зрения. Говоря об особенностях представлений слепых, А. Уже к 5—6 месяцам у слепых детей сформированы первые элементы ориентации в пространстве.

Остаточное зрение в этот период играет менее значительную роль по сравнению с кинестетической, слуховой, вестибулярной чувствительностью. Связь речи с движением, предметной деятельностью способствует ориентации в пространстве.

THE SIGNS ARE THERE